В группы по подготовке волонтеров приходят самые разные подростки, отличающиеся друг от друга уровнем знаний, воспитанностью, начитанностью, да и просто поведением. Это в значительной степени определяет необходимость достижения договоренности с участниками семинара-тренинга о правилах работы в группе и их тщательном соблюдении. Эти правила, с одной стороны, делают работу в группе более организованной и эффективной, с другой - позволяют участникам чувствовать себя психологически свободно и комфортно.
Уже на этапе набора необходимо поставить потенциальных волонтеров в известность, что у них будут определенные права, включая: право на добровольность обучения и возможность покинуть группу в любой момент; право на физическую и психологическую защиту; право на конфиденциальность. Особо стоит оговорить запрет на употребление алкоголя и наркотиков.
Участники семинаров в большинстве случаев сами вырабатывают правила работы в группе, отталкиваясь при этом от некоторых положений, предлагаемых тренером.
Правила могут включать в себя следующие пункты:
каждый имеет право на собственное мнение; можно оспаривать мнение других
участников, но при этом не переходить на личности;
каждый должен слушать других, когда те высказывают свое мнение;
каждый имеет право участвовать в дискуссиях, говоря от своего имени и соблюдая
«правило одного микрофона» - когда один участник или тренер высказывается, все
остальные молчат и внимательно слушают;
правило «голоса и уха»: все имеют право говорить и быть услышанными;
правило «0:0» - начинать и заканчивать работу в запланированное время;
каждый должен уважать право человека на что-то личное, сокровенное, не подлежащее обсуждению с другими против его желания и воли;
правило «искренности» - лучше промолчать, чем солгать;
каждый должен соблюдать принцип конфиденциальности;
каждый имеет право смеяться над собой или вместе с другими, но не над другими.
Во время выездного семинара очень важно соблюдать правило «спать не меньше шести часов».
В свою очередь, тренер, который ведет групповую дискуссию, на основании выработанных правил должен:
не допускать отрицательных комментариев и, тем более, унизительных замечаний;
следить, чтобы во время выступления кого-либо из участников остальные его не перебивали;
контролировать соблюдение права «вето» на обсуждение вопроса, затрагивающего
личность участника;
предоставлять всем участникам возможность выступить, не выходя за рамки обсуждаемой тематики;
не использовать полученную на семинаре информацию в неблаговидных целях.
Откровенность и самораскрытие подростков возможны только в том случае, когда все участники семинара уверены в собственной безопасности. Однако перед началом работы членам группы в открытой и доброжелательной манере следует объяснить, что тренер имеет право вынести информацию за пределы группы в случаях, если:
кто-то из участников семинара планирует нанести или наносит своими действиями
вред себе и/или другим;
кто-то из участников сообщит о жестоком обращении с ним или с другими людьми;
правоохранительные органы требуют от тренера материалы или сведения об участниках группы в случае совершения ими какого-либо правонарушения.
Еще одно важное требование к позиции тренера - ее безоценочность и непредвзятость. Тренер, осознавая свои возможные симпатии к отдельным подросткам, должен уметь одинаково хорошо учитывать потребности и запросы остальных участников семинара и предоставлять всем одинаковые шансы для самовыражения.
В практике групповой работы могут возникать ситуации, когда тренеру, по его личной инициативе или по просьбе участника семинара, необходимо встретиться с подростком вне занятий. В этой связи тренер должен заранее предупредить, что вне группы могут обсуждаться только личные проблемы, требующие особой конфиденциальности, но не те вопросы, которые можно рассмотреть во время групповой работы.
Наконец, иногда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, требующие консультирования подростка у специалистов: суицидальные идеи, аддиктивное поведение, беременность и пр. В этом случае тренер должен оказать первичную психологическую поддержку, убедить подростка в необходимости обращения к специалисту, выполнить функцию диспетчера и, возможно, посредника.
Некоторые возможные трудности при работе с группой.
Поскольку участники группы отличаются друг от друга своими личностными качествами, во время занятия могут возникать коммуникационные проблемы, затрудняющие работу тренера и всей группы. Например, кто-либо из подростков пытается доминировать в обсуждении проблемы, подавлять, перебивать, критиковать или даже унижать других, поучать участников, а то и тренера. Кто-то, наоборот, не принимает участия в работе группы, смущается и не смеет высказать своего мнения.
При наступлении сбоя в работе группы тренеру следует вежливо напомнить участникам, что на обсуждение запланированного вопроса или выполнение задания остается мало времени. Нелишне будет обратиться к правилам работы в группе. Можно сказать, что поведение отдельного человека отрицательно сказывается на результатах работы всей группы, поговорить отдельно с участником, который создает проблему, и, возможно, попросить его помощи и сотрудничества на следующем занятии.
Тренер может отреагировать на действия тех, кто прерывает выступающих, словами: «Извините, но я бы хотел напомнить, что каждый член группы имеет право говорить, и его нельзя прерывать». Если поведение отдельных участников явно мешает работе, стоит обсудить этот вопрос в группе. Критикуя результаты работы группы (но не самого участника, из-за которого произошел сбой), следует еще раз указать, как поведение одного человека мешает всей группе достичь успеха (см. «Багаж тренера», методика «Работа со сложными участниками»).
Иногда, при обсуждении особо эмоциональных и значимых для подростков проблем, кто-то из них может заплакать. Плач - это естественный физиологический процесс, один из способов облегчения психологической боли. Хотя подростки очень хорошо умеют владеть собой и стараются не позволять себе плакать в присутствии сверстников, в любой группе можно встретиться с разнообразными способами выражения эмоциональной боли. Одни могут заплакать и быстро успокоиться, другие безостановочно рыдают в течение нескольких минут. Дети старшего возраста и подростки менее склонны к слезам, однако плач скорее связан не с возрастом, а с обсуждаемой темой или развитием группового процесса. К числу тревожных тем можно отнести обсуждение утраты близких, подростковую беременность, разрыв отношений, развод родителей, тяжелое заболевание (в т.ч. ВИЧ/СПИД).
Если подросток не склонен всем раскрывать свою душу, необходимо предоставить ему право справиться с чувствами самостоятельно. Иногда слезы возникают спонтанно, и подросток оказывается не готов к разговору. Если подросток начинает плакать в начале или в середине занятия, следует позволить ему поплакать некоторое время, а затем обсудить с остальными участниками, что означает пережить страх, обиду, потерю близких и пр. Когда подросток успокоится и сам захочет говорить, необходимо уделить ему максимум внимания. Если же подросток начинает плакать в самом конце занятия, можно предложить ему поговорить наедине после занятия.
Тем самым тренер даст понять всем участникам, что никто из них не должен уходить с групповой встречи расстроенным и что все могут свободно выражать свои чувства в тех формах, которые отвечают их потребностям.
Во время обсуждения запланированных тем у подростков могут возникать разные, в том числе и трудные, вопросы, которые они адресуют тренеру. Если вопрос непонятен, тренер должен попросить подростка повторить его еще раз. Это нужно, во-первых, для того, чтобы все участники семинара поняли вопрос, так как ответ на него может быть полезен и для них; во-вторых, чтобы тренер смог уточнить, насколько он сам правильно понял вопрос; в-третьих, чтобы выиграть время на обдумывание ответа. Если же нужный ответ не находится, совсем не обязательно говорить: «Извините, я не знаю ответа». Вместо этого можно сказать: «Сейчас я не могу ответить на этот вопрос, но мы вернемся к нему позже».
Одна из разновидностей сложных ситуаций - вопросы участников о личном опыте или подробностях личной жизни тренера. Уходить от ответа нельзя - это будет плохой пример для участников группы. Главное - попытаться понять мотивы подростка, задающего вопрос. Возможно, это просто желание узнать побольше о тренере или «протестировать» его; может быть, ожидаемый ответ надеются использовать для «борьбы» с родителями и/или учителями. Не исключено, что с помощью таких вопросов подростки стремятся утвердиться в собственном мнении либо, наоборот, пытаются избежать самостоятельного принятия решения.
Существуют прямо противоположные рекомендации относительно того, как поступать в подобных случаях. Один вариант - ничего не отвечать, сославшись на то, что группа - это не место для «психологического стриптиза» и что один из принципов группы - добровольность предоставления информации о себе. Основной недостаток такого подхода в том, что тренер, призывая всех участников быть искренними и открытыми, сам демонстрирует закрытость.
Другой вариант - честно ответить на вопрос. Это возможно, если ответ вписывается в идеологию обучения и является образцом для подражания. А если это не так и тренер сам когда-то, к примеру, пробовал наркотики или имел незащищенные сексуальные контакты?
Наконец, промежуточный вариант - полуправда, манипулятивный уход от ответа.
По-видимому, оптимальным, с точки зрения групповой работы, является второй вариант - откровенно ответить на вопрос, но указать при этом на неэтичность его постановки в группе. Если тренеру, отвечая, приходится говорить о каких-либо негативных моментах личной жизни, следует честно это признать и самокритично оценить свои действия.